Переписи населения основные организационные и программно-методологические положения пробной переписи населения 1997 года

Общие положения

Пробная перепись населения 1997 г. проводилась в Октябрьском районе г.Ижевска Удмуртской Республики, г.Алейске и Алейском районе Алтайского края, Аксайском районе Ростовской области и Рыбновском районе Рязанской области.

Цель пробной переписи заключалась в проверке проектов различных вариантов организационных и программно-методологических положений предстоящей Всероссийской переписи населения, а также вариантов технологического процесса обработки ее материалов.

В ходе проверки предусматривалось выбрать наиболее экономичный и приемлемый путь подготовки и проведения основной переписи населения, получения ее итогов на основе объективных количественных оценок ошибок, пропусков и других погрешностей, оценок затрат времени и средств для реализации каждого альтернативного варианта.

Для этого необходимо было осуществить следующее:

в организации переписи:

проверить возможность использования списков избирателей и картографического материала, имеющихся в избирательных комиссиях, для составления по ним списков домов, установления полной численности жителей, проведения переписного районирования и разработки организационных планов переписи. Оценить на основе проверки эффективность использования указанного материала по сравнению с составлением списков домов и уточнением картографического материала специально привлеченными работниками - регистраторами;

проверить качество работы переписчиков в зависимости от их социальной группы (занятые, безработные, учащиеся и др.), демографической и иной характеристики (возраст, пол, образование);

определить затраты времени на опрос населения в различные дни переписи путем проведения хронометража работы переписчиков;

установить необходимость приглашения граждан в инструкторский участок для прохождения переписи и оценить их готовность к сотрудничеству;

оценить объем и эффективность оказания переписному персоналу помощи транспортными средствами;

в методологии переписи:

оценить полноту переписи населения;

проверить порядок переписи различных категорий населения;

проверить эффективность контрольных мероприятий в обеспечении точности счета населения;

проверить соблюдение переписчиками и инструкторами-контролерами порядка отбора помещений для проведения переписи в них по программам выборочного наблюдения;

изучить возможность применения при разработке материалов переписи имеющихся в государственной статистике классификаторов и регистров (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления - ОКАТО, Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства - ОКОНХ, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - ОКПДТР, Общероссийский классификатор занятий - ОКЗ, Единый государственный регистр предприятий и организаций - ЕГРПО и др.);

апробировать возможность применения метода заполнения бланков переписи самим населением и оценить качество заполнения по сравнению с качеством заполнения переписных листов переписчиками;

в области программы переписи:

оценить приемлемость постановки отдельных вопросов программы переписи;

оценить полноту записей ответов на вопросы программы переписи со слов непосредственно самих опрашиваемых и об отсутствующих при опросе со слов других членов домохозяйства;

оценить качество заполнения бланков переписи переписчиками в зависимости от числа переписываемых и порядкового дня переписи;

выяснить, какие вопросы программы переписи затруднительны для понимания населением и переписчиками;

проверить возможность получения при разработке материалов переписи сведений о типах домохозяйств и семей, сопоставимых с аналогичными данными предыдущих переписей.

Варианты программы переписи и районы их апробации

Первый вариант содержал 33 вопроса и реализован методом опроса населения. Число переписываемых в среднем каждым переписчиком за весь период работы составляло 370 человек в городских поселениях и 270 человек в сельских населенных пунктах. По этому варианту опрашивалось население Октябрьского района г.Ижевска Удмуртской Республики, г.Алейска и Алейского района Алтайского края (кроме одного из инструкторских участков г.Алейска, где был проверен четвертый вариант).

Вопросы сплошного наблюдения, по которым опрашивалось все население:

родственное отношение к лицу, записанному первым в домохозяйстве;
пол;
дата рождения;
место рождения;
родной язык и другие языки, которыми свободно владеете;
гражданство;
к какой национальности (народности) или национальной (этнической) группе себя относите;
брачное состояние;
образование;
тип образовательного учреждения, в котором учитесь;
источники средств существования.

Вопросы, которые заполнялись на помещение:

тип жилого помещения;
период постройки дома;
материал наружных стен дома;
благоустройство жилого помещения.

Вопросы, которые заполнялись на домохозяйство:

в чьей собственности находится жилое помещение;
число занимаемых жилых комнат;
размер площади (м2): общей и жилой;
наличие телефона.

Вопросы выборочного наблюдения, по которым опрашивалось 25% населения (I фаза выборочной переписи):

основное занятие;
место работы по основному занятию:
полное название предприятия, учреждения, организации, вид экономической
деятельности;
местонахождение работы;
положение в занятии;
для не имеющих работы или доходного занятия в возрасте 15 лет и старше укажите:
ищете ли работу: да, нет:
если "да", то смогли бы приступить к работе в ближайшие две недели;
если "нет", то укажите причину;
занимаетесь ли ведением домашнего хозяйства;
проживаете непрерывно с рождения в данном населенном пункте: да, нет:
если "нет", то для менявшего место жительства в период с 1986 г. по 1996 г., укажите:
год, с которого непрерывно проживаете здесь;
место предыдущего жительства;
из какого населенного пункта прибыли: из городского, из сельского;
являетесь ли беженцем или вынужденным переселенцем;
для женщины укажите:
сколько детей родила;
сколько из них живы;
сколько живут отдельно.

Вопросы выборочного наблюдения, по которым опрашивалось 5% населения (II фаза выборочной переписи):

в каком по счету браке состоите или состояли;
время вступления в первый брак;
как и когда прекратился первый брак;
время вступления во второй брак;
для женщин укажите сведения о каждом рожденном ребенке;
для замужней женщины в возрасте 15-44 лет укажите, сколько детей собирается иметь (включая уже имеющихся).

Население, временно находящееся на территории районов пробной переписи, постоянно проживающее за границей (включая страны СНГ), переписывалось на специальных вопросниках по сокращенной программе:

пол;
дата рождения;
страна рождения;
гражданство;
страна постоянного проживания;
к какой национальности (народности) или национальной (этнической) группе себя относите;
цель приезда в Россию.

Второй вариант содержал 21 вопрос и проверен также методом опроса населения. Число переписываемых в среднем каждым переписчиком за весь период работы составляло 450 человек в городских поселениях и 350 человек в сельских населенных пунктах. По этому варианту опрашивалось население Аксайского района Ростовской области и Рыбновского района Рязанской области (кроме одного из инструкторских участков г.Рыбное, где был проверен третий вариант).

Отличия второго варианта программы пробной переписи от первого варианта: изменен порядок расположения вопросов; в другой редакции поставлены вопросы о национальности, языке, образовании, месте работы, занятии, положении в занятии, подсказы в вопросе об источниках средств существования; исключены вопросы о периоде постройки дома, материале наружных стен дома, благоустройстве жилого помещения, в чьей собственности находится жилое помещение, о наличии телефона; исключена вторая фаза выборочной переписи (кроме вопроса о числе ожидаемых детей, который перенесен в программу первой фазы выборочной переписи); временно находящиеся на территории районов пробной переписи лица, постоянно проживающие за границей (включая страны СНГ), опрашивались по программе сплошного наблюдения с отметкой о временном проживании.

Третий вариант содержал 21 вопрос и реализован методом заполнения переписных бланков самим населением. Каждый переписчик обслуживал в среднем 500 человек (доставлял переписные бланки в домохозяйства, проверял полноту и качество их заполнения, доставлял материал в инструкторский участок). Этот вариант апробировался в одном из инструкторских участков г.Рыбное.

В отличие от второго варианта здесь изменена редакция вопросов о национальности, гражданстве, образовании, обучении и некоторых других.

Четвертый вариант (сходный по содержанию с первым вариантом) проверен методом заполнения переписных бланков самим населением. Каждый переписчик обслуживал в среднем 400 человек. Этот вариант проверялся в одном из инструкторских участков г.Алейска.

При пробной переписи за единицу отбора для выборочного наблюдения принималось жилое помещение - одноквартирный дом, квартира, комната в специализированном доме.

Дата пробной переписи была установлена на 14 февраля (пятница) 1997 г.; счет населения произведен по состоянию на 12 часов ночи с 13 на 14 февраля. Перепись населения начиналась в 8 часов утра по местному времени 14 февраля и продолжалась в течение 8 дней (по 21 февраля включительно).

Пробной переписи населения 1997 г. подлежали все российские, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно (обычно) проживающие на территории районов и городов пробной переписи, независимо от того, находились они на момент переписи в этих районах (городах) или временно выехали за пределы указанных территорий, а также временно находящиеся на момент переписи в районах (городах) пробной переписи люди, постоянно проживающие за границей (включая страны СНГ).

Перепись населения проводилась по постоянному (обычному) месту жительства, под которым подразумевается место, где опрашиваемый проживал постоянно (обычно) или преимущественно - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), иные помещения. Это место может совпадать или не совпадать с фактическим местонахождением данного лица в момент переписи либо с его юридическим местом жительства (где человек зарегистрирован). Порядок переписи граждан, имеющих не одно место жительства, определен в "Инструкции о порядке проведения пробной переписи населения 1997 г. и заполнения переписных документов".

Перепись граждан, не имеющих постоянного места жительства, проводилась в местах встречи с переписчиками. Для переписи этой категории граждан в местах скопления населения - на вокзалах, автовокзалах, станциях и т.д. - были созданы переписные пункты. Перепись таких граждан осуществлялась также в каждом инструкторском участке.

Перепись населения, проживающего постоянно (обычно) в специальных домах для одиноких и престарелых, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, домах ребенка, детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, больницах для страдающих хроническими заболеваниями, гостиницах и т.п. учреждениях, проводилась переписчиками, выделенными администрацией этих учреждений.

В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" персональные данные о гражданах отнесены к категории конфиденциальной информации.

Органы, проводившие пробную перепись населения 1997 года

Подготовка и проведение пробной переписи населения 1997 г. была возложена в Госкомстате России - на Управление демографической статистики и переписи населения и Центр переписи населения и демографических исследований Института статистики и экономических исследований Госкомстата России; в Госкомстате Удмуртской Республики, Алтайском крайкомстате, Ростовском и Рязанском облкомстатах - на отделы демографической статистики и переписи населения; в Октябрьском районе г.Ижевска, г.Алейске и Алейском районе, Аксайском и Рыбновском районах - на начальников районных (городских) отделов (управления) государственной статистики.

На территории каждого района и города для проведения переписи были организованы переписные, инструкторские и счетные участки.

Подготовительный период к проведению пробной
переписи населения 1997 года

Для своевременного проведения пробной переписи и полноты учета населения в каждом районе и городе были выполнены следующие подготовительные работы.

До 21 ноября 1996 г. уточнены имеющиеся или составлены новые схематические планы городских поселений, крупных сел и карт районов, составлены списки домов в городских поселениях и крупных селах и списки сельских населенных пунктов.

Составление списков домов в городских поселениях и крупных селах выполнялось двумя способами:

1) путем обхода привлеченными временными работниками - регистраторами - в течение 10 дней всех жилых и нежилых строений и записи их поквартально в форму-список с указанием числа жителей. Средняя норма нагрузки на одного регистратора - обход 40 домов в день (в зависимости от характера застройки норма нагрузки изменялась). При составлении списков домов регистраторы одновременно уточняли схематические планы;

2) путем использования списков избирателей с последующим досчетом по каждому дому численности населения в возрасте до 18 лет.

Списки сельских населенных пунктов составляли работники сельских администраций (по сельским населенным пунктам, непосредственно подчиненным городской или районной администрации, списки составлялись работниками этих администраций).

В ноябре 1996 г. районные (городские) отделы (управление) государственной статистики составляли организационные планы подготовки и проведения пробной переписи населения в районах и городах, основными разделами которых являлись: переписное районирование (деление территории на переписные, инструкторские и счетные участки); расчет потребности в переписных кадрах, график их подбора и обучения; мероприятия по разъяснительной работе.

Деление территории районов и городов на переписные, инструкторские и счетные участки производилось на основе списков домов, сельских населенных пунктов, схематических планов городских поселений и крупных сел, карт районов в соответствии со средними нормами нагрузки на переписной персонал.

В городских поселениях счетные участки состояли из части дома, целого дома, одного дома и части другого дома или из нескольких домов с общим числом жителей, соответствующим установленным нормам.

В сельской местности счетные участки состояли из части одного населенного пункта, целого населенного пункта, нескольких населенных пунктов с общим числом жителей в соответствии с установленными нормами.

Объединение в одном счетном участке частей разных домов в городских поселениях и частей разных населенных пунктов в сельской местности не разрешалось.

В один инструкторский участок входили в среднем 4-5 основных счетных участков в городских поселениях и 4 счетных участка в сельской местности. Максимальная нагрузка на инструктора-контролера не должна была превышать 2,5 тысячи человек в городских поселениях и 1,6 тысячи человек в сельской местности. В состав инструкторского участка, как правило, включались: в городских поселениях - один или несколько смежных кварталов (массивов), а в сельской местности - одна или несколько территорий, управляемых сельскими администрациями (сельскими советами), или один-два и более населенных пунктов.

Объединение в одном инструкторском участке частей разных кварталов (массивов), частей территорий, управляемых разными сельскими администрациями (сельскими советами), или частей разных населенных пунктов не допускалось.

В переписные участки включалось в среднем в городских поселениях 9 инструкторских участков, в сельской местности - 7 инструкторских участков. Переписные участки создавались с таким расчетом, чтобы сохранить целостность административно-территориального образования.

Предусматривался резерв переписных кадров. Весь резерв переписчиков составлял не менее 15% от общего их числа, в том числе 5% - оплачиваемый резерв; инструкторов-контролеров - 2-3 человека на переписной участок; заведующих переписными участками и их помощников - 2-3 человека на район.

До 10 декабря 1996 г. соответствующие территориальные комитеты государственной статистики представили на утверждение в Госкомстат России организационные планы подготовки и проведения пробной переписи населения в районах и городах.

Для обеспечения выполнения подготовительных работ по переписи населения, организованного ее проведения и оперативного решения возникающих вопросов при администрациях районов и городов были созданы комиссии содействия под председательством заместителей глав администраций.

Для информирования населения о переписи и разъяснения ее целей, задач, порядка и сроков проведения районные (городские) отделы (управление) государственной статистики составляли план разъяснительной работы. Он предусматривал систематическое освещение вопросов пробной переписи населения средствами массовой информации (радио, телевидение, пресса); издание и распространение листовок-обращений к населению, проведение лекций и бесед; соответствующее оформление помещений, где были размещены переписные и инструкторские участки.

С января по март 1997 г. (на время предварительного и контрольного обходов, проведения переписи и сдачи ее материалов):

а) осуществлялся подбор и аренда служебных помещений, оборудованных мебелью, инвентарем и телефонной связью, для размещения переписных и инструкторских участков;

б) привлекался на договорной основе автотранспорт предприятий, учреждений и организаций всех видов собственности.

Подбор и обучение переписных кадров

Подбор переписных кадров осуществлялся с 1 ноября 1996 г. по 15 января 1997 г. Укомплектование переписного персонала производилось в основном из неработающего населения, безработных и иных граждан, зарегистрированных в службе занятости в поисках подходящей работы, а также преподавателей и студентов высших учебных заведений, преподавателей и учащихся старших курсов средних специальных учебных заведений, учителей школ и других лиц.

По согласованию с органами исполнительной власти Удмуртской Республики, Алтайского края, Ростовской области и Рязанской области временная занятость в пробной переписи этих категорий граждан учитывалась как участие в общественных работах.

Оплата труда персонала, привлекаемого к пробной переписи населения, производилась за объем выполненных работ с учетом качества и отработанного времени.

Лицам, привлеченным для подготовки и проведения пробной переписи населения, выдавались удостоверения за подписью руководителя органа исполнительной власти и начальника районного (городского) отдела (управления) государственной статистики.

Переписные работники привлекались на следующие сроки:

переписчики - на 19 дней;

инструкторы-контролеры - на 29 дней;

заведующие переписными участками и их помощники - на 58 дней;

уполномоченные районных (городских) отделов (управления) статистики по переписи населения - на 3,5 месяца.

Для изучения материалов пробной переписи были организованы инструктажи:

по вопросам подготовки и проведения переписи населения:

начальников отделов демографической статистики и переписи населения Госкомстата Удмуртской Республики, Алтайского крайкомстата, Ростовского и Рязанского облкомстатов и начальников районных (городских) отделов (управления) государственной статистики, проводящих пробную перепись населения - до 10 декабря 1996 г.;

уполномоченных районных (городских) отделов (управления) статистики по переписи населения - до 10 января 1997 г.;

заведующих переписными участками и их помощников - до 25 января 1997 г.;

инструкторов-контролеров и переписчиков - до 8 февраля 1997 г.;

по вопросам подготовки материалов пробной переписи к автоматизированной обработке:

начальников отделов демографической статистики и переписи населения территориальных комитетов государственной статистики - в марте 1997 г.

Порядок проведения пробной переписи населения 1997 года

Перед переписью в течение трех дней - с 10 по 12 февраля 1997 г. включительно - переписчики провели предварительный обход всех помещений своего участка (не только жилых, но и помещений предприятий, учреждений и организаций, где может проживать население) и выверили внесенные ранее инструктором-контролером в записную книжку переписчика данные списков домов или списков сельских населенных пунктов.

Во время предварительного обхода переписчик вписывал в свою записную книжку отдельной строкой: в городских поселениях - каждую квартиру, одноквартирный дом, комнату в общежитии, специальном доме с указанием названия улицы, номера дома, квартиры и числа проживающих; в сельской местности - название населенного пункта, номер дома или фамилию и инициалы домовладельца, число проживающих.

В каждом помещении переписчик предупреждал население о предстоящей переписи, выяснял, в какое время удобно прийти, чтобы опросить живущих в данном помещении, особенно тех, кого трудно застать дома, или оставлял переписные документы для самозаполнения и делал соответствующие записи в своей записной книжке; вручал или опускал в почтовый ящик листовку-обращение. Кроме того, для информации и оперативной связи населения с переписным персоналом в подъездах домов в городских поселениях и в местах скопления людей в сельской местности переписчик вывешивал сообщение, где были указаны фамилия, имя, отчество переписчика, номер счетного участка, адрес и номер телефона инструкторского участка, на территории которого находится данный дом (населенный пункт).

По мере окончания предварительного обхода, но не позднее 13 февраля 1997 г., инструктор-контролер на основании записной книжки переписчика отбирал (согласно установленному порядку) в зависимости от варианта программы переписи 25% (I фаза выборки) и 5% (II фаза выборки) жилых помещений с постоянно проживающим населением, в которых должны заполняться соответствующие переписные листы выборочной переписи. Заведующий переписным участком и его помощник контролировали правильность отбора.

Накануне переписи (13 февраля 1997 г.) переписчик получил от инструктора-контролера всю необходимую переписную документацию.

Переписчик проводил перепись путем обхода всех без исключения жилых помещений и помещений предприятий, учреждений и организаций, где живет или может жить население. Заполнение переписных вопросников производилось переписчиком путем опроса населения либо самим населением.

В тех инструкторских участках, где использовался метод самозаполнения, переписчик оставлял в помещении переписные документы на домохозяйство (домохозяйства), договаривался о времени прихода за заполненными вопросниками и в необходимых случаях давал разъяснения по их заполнению или помогал их заполнять.

После заполнения переписных документов на всех жителей переписчик по каждому помещению подсчитывал итоги и заносил их в записную книжку переписчика. По окончании переписи переписчик подсчитывал итоги по счетному участку в целом.

Во время переписи инструкторы-контролеры ежедневно проверяли заполненную переписную документацию. По мере окончания переписи инструкторы-контролеры принимали от переписчиков переписные материалы и составляли сводную ведомость по инструкторскому участку.

В ходе проведения переписи и после нее осуществлялись контрольные мероприятия: во время переписи составлялись контрольные переписные листы и контрольные фишки, а также выдавались справки о прохождении переписи; после переписи проведены выборочные контрольные обходы. Порядок заполнения контрольных листов и контрольных фишек, а также выдачи справок определен в "Инструкции о порядке проведения пробной переписи населения 1997 г. и заполнения переписных документов". Контрольный обход согласно установленному порядку проводился во всех счетных участках с охватом в каждом из них 10% жилых помещений, в которых проверялась полнота и правильность учета проживающего в них населения.

Приемка материалов пробной переписи населения 1997 года

Приемка материалов пробной переписи населения 1997 г. от переписного персонала производилась в следующие сроки:

инструктором-контролером от переписчиков - до 27 февраля;

заведующим переписным участком от инструкторов-контролеров - до 5 марта;

начальником районного (городского) отдела (управления) государственной статистики от заведующих переписными участками - до 11 марта;

отделами демографической статистики и переписи населения территориальных комитетов государственной статистики от начальников районных (городских) отделов (управления) государственной статистики - до 14 марта.

Районные (городские) отделы (управление) государственной статистики совместно с заведующими переписными участками во время проведения переписи и в период приемки от них материалов осуществляли проверку контрольных переписных листов и контрольных фишек, составленных на граждан, проживающих на территории данного района пробной переписи.

Подготовка материалов пробной переписи населения 1997 года
к автоматизированной обработке и их автоматизированная обработка

Подготовка материалов пробной переписи к автоматизированной обработке осуществлялась отделами демографической статистики и переписи населения Госкомстата Удмуртской Республики, Алтайского крайкомстата, Ростовского и Рязанского облкомстатов до 10 апреля 1997 г. Эта работа заключалась в проведении комплектовки переписных документов по административно-территориальным единицам; проверке правильности подкладки переписных материалов в портфелях, их нумерации и составлении сопроводительной документации; кодировании ответов на отдельные вопросы переписных документов; отправке материалов в Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России (ГМЦ Госкомстата России).

Автоматизированная обработка материалов пробной переписи осуществлялась в ГМЦ Госкомстата России и включала в себя:

автоматизированный ввод информации с машиночитаемых переписных документов в персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) с применением аппаратно-программного комплекса "Бланк-99". Наряду с этим производился ручной клавиатурный ввод части информации в ПЭВМ операторами;

компьютерную кодировку ответов на отдельные вопросы переписных документов;

формальный и логический контроль данных переписных документов, проверку контрольных чисел и полноту ввода всех административно-территориальных единиц;

распространение результатов 25-процентной выборочной переписи на полную совокупность населения;

получение разработочных таблиц по установленной программе;

формирование базы данных первичных показателей.

Для обобщения опыта по подготовке и проведению пробной переписи населения Госкомстат Удмуртской Республики, Алтайский крайкомстат, Ростовский и Рязанский облкомстаты составили подробные отчеты о ходе подготовки и проведения пробной переписи.

По результатам пробной переписи сделаны необходимые выводы и приняты решения по уточнению основных организационных и программно-методологических положений, проектов документации и технологического процесса обработки материалов предстоящей Всероссийской переписи населения.

Методологические положения по статистике. Вып. 3, Госкомстат России. - М., 2000.